Защита прав пациентов
К сожалению у каждого человека, рано или поздно, возникают проблемы со здоровьем, что вынуждает к обращению в медицинские учреждения. Основа крепкого государства — здоровое общество. Существуют специальные органы, следящие за правомерными действиями медицинских работников, но далеко не всякий пациент знает о своих правах и куда можно обратиться столкнувшись с произволом или обманом там, где он надеялся получить помощь.
Защита прав пациентов: с какими нарушениями чаще всего сталкиваются пациенты?
Нарушениями, несущими за собой ущерб здоровью или угрозу жизни заболевшего, считаются:
- неправильно заполненная медицинская карта;
- нарушение врачебного этикета;
- искаженная информация о заболевании;
- заниженная степень опасности;
- лечение некачественными препаратами;
- неверно назначенный режим и непредоставление необходимых условий для лечения;
- злоупотребление профессиональными полномочиями;
- отказ без приведенных оснований от оказания квалифицированной помощи:
1. Отказ в госпитализации при наличии свободных мест.
2. Отказ от перевода в соответствующее отделение после постановки диагноза.
3. Отказ от оказания первой помощи при производственных, бытовых и экстремальных (в связи с природными катаклизмами, при аварии на дороге и т.д) травмах.
Существует понятие врачебная ошибка. В таких случаях специалист, по вине которого произошли нежелательные последствия (летальный исход, инвалидность), уголовной ответственности не несет. Но только в случае недостаточного профессионализма в экстренных обстоятельствах, отсутствием необходимых медикаментов и еще многих стечений обстоятельств, не зависящих от медицинского работника, оказавшего помощь.
Любой человек достигший 18 лет и способный передвигаться без посторонней помощи имеет право самостоятельно обратиться в соответствующие инстанции, где ему объяснят все его права и подскажут, что делать дальше. В остальных случаях этим должны заниматься опекуны недееспособного пациента или ребенка.
Где искать защиту прав пациенту, если он понял, что бесконфликтное решение проблемы невозможно?
1. Обратиться за помощью в Росздравнадзор. В компетенции организации:
- полный контроль над качеством и ценой лекарственных препаратов.
- контроль за качеством и ценой медицинских услуг, требующих оплаты.
2. Подать письменную жалобу в министерство здравоохранения, которая будет рассмотрена в течение 3 дней.
3. Подать заявление в прокуратуру или суд в регионе проживания.
4. Можно обратиться в (ФФОМС) фонд медицинского страхования и получить консультацию экспертов, следящих за правами застрахованных граждан.
5. В любом спорном вопросе, требующем оплаты операции или платных процедур логичней всего позвонить в организацию, выдавшую медицинский полис, где пациенту грамотно объяснят на какие виды услуг он может рассчитывать по предоставленному полису.
6. Существует малоизвестная инстанция: Уполномоченный по правам человека. В обязанности Уполномоченного входит защита граждан проживающих на территории России, иностранцев, не имеющих гражданства и малоимущих семей.
Никогда не надо забывать, что о здоровье пациента в первую очередь должен заботиться сам пациент и защита прав пациентов ложится на его плечи. Не стоит жаловаться соседям или родственникам на произвол и коррупцию с которой нередко приходится сталкиваться в больницах и продолжать молча платить по бесконечным счетам за лечение — просто надо знать свои права и незамедлительно обращаться за их защитой прав пациентов именно туда, где вам обязательно помогут и примут надлежащие меры для пресечения в дальнейшем подобных ситуаций.