Рассказываем, что такое отчётный период в бухгалтерии, каким законом он установлен, и в каких нюансах нужно разобраться, чтобы потом не было штрафов и блокировок счёта. Мы оказываем услуги по подготовке бухгалтерской отчётности, поэтому можем рассказать простыми словами о сложном.
Что такое отчётный период для ООО
Понятия «отчётный период» закреплено в «Законе о бухгалтерском учёте» - это время работы организации, за которое она должна отчитаться, т.е. сдать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчётность. В законе прописано, что отчётным периодом в бухгалтерской отчётности является календарный год с 1 января по 31 декабря.
В законе о бухучёте также закреплены особенности отчётного периода для новых организаций, реорганизованных и ликвидированных. Тут нужно включить здравый смысл и станет понятно, что, например, для вновь созданных организаций отчётный период начнётся с даты создания ООО.
Понятие «отчётная дата» можно найти в «Положениях по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности». Там сказано, что организации должны представить годовую бухгалтерскую отчётность в течение 90 дней по окончании года.
Говоря простыми словами, за предыдущий год отчитаться нужно до конца марта текущего.
До 2018 года обязательной была ещё и промежуточная бухгалтерская отчётность – за квартал и даже за месяц. Затем её отменили, но не для всех.
Составление промежуточной отчётности может быть предусмотрено законодательством и нормативно-правовыми актами, а также учредительными документами компании, решениями собственников или договорами.
Например, промежуточная отчётность обязательна для страховых организаций и эмитентов ценных бумаг. Такую отчётность может потребовать банк для соблюдения особых условий при выдаче кредита или контрагенты для заключения договоров.
Кстати, есть ещё и понятие «налоговый период» - оно закреплено в Налоговом кодексе. Это промежуток времени, за который компания должна посчитать и выплатить налог. Сроки и периоды устанавливаются НК РФ для каждого налога в отдельности.
Что важно знать
Ещё хотели бы заострить ваше внимание, что отчётность для бизнеса делится на бухгалтерскую и налоговую:
- бухгалтерская отчётность – это бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах (с приложениями);
- налоговая – это декларации по УСН, НДС, налогам на прибыль и на имущество.
Эта отчётность сдаётся в инспекцию ФНС, бухгалтерская отчётность выкладывается в общедоступном Государственном информационном реестре бухгалтерской отчётности.
Помимо этого, туда же нужно представить расчёт по страховым взносам, персонифицированные сведения о физических лицах; 6-НДФЛ и с 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, взносов, авансовых платежей и т.д.
Помимо этого в Социальный фонд России (объединённые с 2021 года ПФР и ФСС) нужно сдавать ЕФС-1 и подтверждение основного вида деятельности. За 2022 год в последний раз сдаются СЗВ-М, СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, ДСВ-3, 4-ФСС – их все заменяет ЕФС-1.
Не забывайте про Службу статистики (Росстат). Правда, из малых и средних предприятий отчётность туда сдают не все, а те, кто попадает в выборку.
И, наконец, Служба занятости, отчитываться в которую нужно через портал «Работа в России». Субъекты МСП на 2023 год освобождены, но кто знает, чего ожидать в будущем.
У всех вышеперечисленных отчётов и деклараций есть свои отчётные периоды и свои отчётные сдачи. Нарушение сроков сдачи влечёт штрафы и блокировку счёта в банке.
Напоследок хотели бы заострить ваше внимание, что вся бухотчётность сдаётся только в электронном виде, подписанная электронной цифровой подписью.
Отчётный период для ИП
Далёкие от бухгалтерии люди считают всё перечисленное в предыдущем разделе бухгалтерской отчётностью, которую должен готовить и сдавать бухгалтер, хотя, строго говоря, это совсем не так. Например, отчётность в Службу занятости – это обязанность кадровой службы или того человека, который формирует штат (например, директора).
Основываясь на подобном выводе некоторые ИП делают серьёзную ошибку. Грамотные индивидуальные предприниматели знают, что по закону не обязаны вести бухгалтерский учёт и сдавать бухгалтерскую отчётность.
А не очень грамотные считают декларации и остальные отчёты – тоже бухгалтерской отчётностью и не сдают их. В итоге их могут оштрафовать, и даже заблокировать расчётный счёт.
Предпринимателям, у которых нет своего бухгалтера, стоит периодически отслеживать изменения в законодательстве и тратить время на то, чтобы разобраться в нюансах бухгалтерского и налогового учёта. Это избавит их от штрафов и других негативных последствий.